Разработка

6 важных правил юзабилити, которые должны знать все…

Многие дизайнеры и разработчики рано или поздно приходят к вопросу: «Как сделать удобный и эффективный интерфейс сайта или программы?». Чем чаще звучат такие вопросы, тем больше появляется ответов и исследований в области юзабилити (usability – удобство использования сайта).

Правила юзабилити

Правила помогают разрабатывать дизайн сайтов осмысленно, не прибегая к субъективному мнению дизайнера, разработчика или заказчика. Зная определенные особенности восприятия информации, мы можем с большей уверенностью утверждать, что сайт станет эффективным для пользователей.

Правило 7±2

Правило основано на способности кратковременной памяти запоминать от 5 до 9 объектов. В большинстве своем, на возможность кратковременной памяти влияет не только количество, но и сложность этих объектов. Поэтому лучше использовать привычные для человека термины, которыми он пользуется постоянно или о которых хотя бы слышал.

Данное правило можно применять к размещению пунктов меню, кнопок, закладок. Если же количество пунктов больше, то стоит разбить их на небольшие группы по 5-9 элементов.

Джордж Миллер во время своей работы в Bell Laboratories провел опыты, показывающие, что ёмкость кратковременной памяти составляет 7±2 объекта.

Группировка объектов 3+

Человек запоминает больше, если группировать объекты по 3 элемента. Если имеется ряд цифр, то лучше группировать их по 3 цифры, чем писать его вместе.

Применение данного правила нашло себя в написании телефона, когда большой набор цифр разбивают на несколько пар по 3 или 2 цифры. Например, 117-42-17 запомнить намного проще, чем 1174217.

Правило 2-х секунд

Оптимальное значение времени ожидания пользователя любой реакции системы — это 2 секунды. Это значение весьма условное, в идеальном варианте – чем меньше пользователю приходится ждать, тем лучше. Применять это правило стоит для времени загрузки страниц на сайте или других функций.

Правило 80/20 (Принцип Pareto)

Это правило гласит, что для многих событий примерно 80 % эффекта является результатом 20 % причин. Правило, также развивалось в контексте эффективности бизнеса (80% прибыли приносят 20% клиентов).

К интерфейсам это правило применимо, когда мы определяем целевую аудиторию, для которой будем разрабатывать сайт. Нужно попытаться угодить именно определенной целевой группе, именно для них оптимизировать сайт, а не для всех возможных пользователей. При таком подходе, сайт может стать наиболее эффективным.

Правило Фиттса

Время, необходимое для достижения цели обратно пропорционально размеру цели и прямо пропорционально расстоянию до нее. Обычно это правило используется при рассмотрении движения мышью от точки A к точке B.

Правило Фиттса используется для сокращения времени работы пользователя на сайте. Элементы, которые больше всего используются нужно делать больше и размещать ближе друг к другу. Например, при оформлении меню, кнопки нужно делать большими, а расстояние между ними нужно делать меньше. Или, к примеру, кнопка «заказать» должна быть большой и размещаться непосредственно возле контента.

Перевернутая пирамида

Изначально правило появилось в журналистике, где основная мысль представлена в начале статьи. Статья начинается с вывода, за которым следуют ключевые моменты, а завершается наименее важной информацией.

Большую популярность и применение правило перевернутой пирамиды получило в интернете, так как большинство пользователей не прокручивают страницу до конца. Если в начале статьи что-то заинтересует пользователя, то вероятнее всего он дочитает эту статью до конца, или же, по крайней мере, не дочитав до самого конца, он уже будет ознакомлен с основной идеей статьи.

Резюме

За долгие годы изучения удобства интерфейсов, было выработано множество правил и законов. Некоторые из них превратились в чеклисты юзабилити сайта, многие устарели, но есть те, которые основаны на психических особенностях и адаптации человека. Эти правила необходимо знать и использовать при разработке сайтов.

Автор: Евгений Гуринович
Источник: Вебмаркетинг